Правовая информация

Тема 3. Электронные справочные правовые системы. Справочные правовые системы и их место в правовой сфере.

Понятие «правовой
информации».

Понятие “правовая
информация” и ее виды.

Государственные
и негосударственные справочные правовые
системы.
Основные
негосударственные справочные правовые
системы “Консультант Плюс”,
“Гарант”, “Кодекс”, ЮСИС, их
структура и характеристика,
сравнительный анализ.

Наиболее важным
направлением профессиональной
деятельности юриста является справочная
информационная работа. С появлением на
рабочем столе компьютера изменился ее
характер и содержание.

Нельзя сказать,
что теперь остался только один источник
правовой информации – его электронная
версия. Нет, конечно, бумажные носители
по-прежнему занимают свое место –
особенно официальные тексты, которые
будут всегда, как бы не компьютеризованна
будет наша жизнь.

И тем не менее, в
оперативном отношении электронная
правовая информация всегда будет иметь
преимущества.

Концепцией правовой
информатизации, утвержденной Указом
Президента РФ от 28 июня 1993 года, была
поставлена задача создания

Общенациональной
системе правовой информации, которая
должна была автоматизировать доступ к
правовой информации. Работа по ее
созданию велась давно, еще со времен
больших ЭВМ (с 70-х годов), когда создавались
первые проекты информатизации страны
в рамках общегосударственной системы
ОГАС (Общегосударственной автоматизированной
системы).

Проект создания
аналогичной системы так и назывался
Общегосударственная автоматизированная
система правовой информации (ОГАСПИ).

Правовая информация

Указами Президента
РФ предусмотрено создание крупнейшего
информационно-коммуникационного
комплекса «Российская автоматизированная
система информации о правовых актах».

Она
должна была опираться на систему
эталонных банков нормативной правовой
информации различных иерархических
уровней.

-эталонных
банков нормативных правовых актов
федеральных органов законодательной
и исполнительной власти Российской
Федерации;

-эталонных
банков общеобязательных правовых актов
высших судебных органов: Конституционного
Суда Российской Федерации, Верховного
Суда Российской Федерации, Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации;

-эталонных
банков ведомственных нормативных
правовых актов, издаваемых федеральными
министерствами и другими органами
федеральной исполнительной власти;

-единого
интегрированного банка Российского
центра правовой информации.

-информационно-правовое
обеспечение деятельности федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, государственных и
негосударственных организаций и граждан;

-ведение
интегрированного банка правовой
информации;

-формирование
и распространение в машиночитаемом
виде Собрания законодательства Российской
Федерации и других электронных сборников
официальных текстов правовых актов;

Правовая информация

-формирование
Свода законов Российской Федерации в
машиночитаемом виде.

Более подробно об
этой системе вы можете ознакомиться в
учебниках В.А.Копылова «Информационное
право» и О.А.Гаврилова «Курс правовой
информатики».

3.2.Государственные
и негосударственные справочные правовые
системы. Основные
негосударственные справочные правовые
системы “Консультант Плюс”,
“Гарант”, “Кодекс”, ЮСИС, их
структура и характеристика,
сравнительный анализ.

К сожалению, проекты
создания крупных автоматизированных
правовых систем оказались незавершенны
в силу разных причин. Одними из таких
причин являются их громоздкость,
зависимость от телекоммуникационных
систем, дороговизна и неповоротливость.

К примеру, работа
над СПС «Эталон» Министерства юстиции
РФ велась около 10 лет и она близка к
своему завершению, но до сих пор все
еще в таком незавершенном состоянии
находится уже несколько лет. Причина,
в основном, в недостаточной согласованности
министерств и ведомств.

В таком же состоянии,
если не худшем, находится и СПС,
разрабатываемая Научно-техническим
центром «Система» Федерального агентства
правительственной связи и информации
при Президенте РФ (ФАПСИ).

И не дело не в том,
что эта структура в очередной раз
реорганизована, а в тех причинах, которые
мне пришлось назвать чуть выше.

Главной из них
является жесткая зависимость от
телекоммуникационной сети и отсутствие
хорошего сервиса.

С начала 90-х годов
велась аналогичная работа по созданию
негосударственных справочных правовых
систем (СПС).

Первой негосударственной
СПС «Гарант» была создана (в 1990 году) в
компании «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Среди
негосударственных (частных) компьютерных
фирм лидирующее место занимает
Научно-производственное предприятие
“Гарант-Сервис” (создано в 1990 г.).
Сегодня это высокотехнологическое и
наукоемкое производство со штатом более
300 человек в Москве и широкой сетью
представительств в России и за рубежом.

Общее число работников предприятия –
свыше двух тысяч. В практической и
научной деятельности “Гаранта”
неразрывно соединены данные юридической
науки и информатики. Фирма активно
сотрудничает с Государственно-правовым
управлением Аппарата Государственной
Думы, рядом других федеральных учреждений
и организаций.

Нормативные
акты поступают в “Гарант”
непосредственно из Администрации
Президента РФ, Правительства РФ,
Министерства финансов РФ, Центрального
банка Российской Федерации, Государственного
таможенного комитета РФ, Государственной
налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного
Суда РФ, других официальных источников.

ПОДРОБНОСТИ:   Анализ крови на билирубин: расшифровка, нормы

Правовые
базы и Справочники составляют справочную
правовую систему “Гарант”. Федеральное
законодательств представлено в
универсальных и специализированных
правовых базах. Универсальная база –
“Законодательство России”.

Такой
порядок дает возможность не только
просто и эффективно обновлять
информационный банк пользователя, но
и проводить эту операцию практически
с любой необходимой периодичностью.

Система “Гарант”
формирует подборки основных документов
по всем разделам законодательства. В
системе представлено банковское,
таможенное, жилищное, земельное
законодательство, уголовное и
административное право, международное
право (Россия – СНГ), судебная и арбитражная
практика. Российское законодательство
представлено в сети Интернет. По заказу
Государственной Думы НПП “Гарант-Сервис”
разрабатывает компьютерные средства
для законотворческой и законопроектной
деятельности.

Главным ее
достоинством является ориентированность
на экономическую тематику профессиональной
деятельности, поэтому она пользуется
наибольшим спросом у коммерческих
структур финансово-экономической
направленности.

Вторая СПС
«Консультант Плюс» создана в середине
1994 году и занимает сегодня ведущее место
среди пользователей, особенно в
государственном секторе. Однако и
реальный сектор экономики является
крупным заказчиком этой системы.

Акционерное
объединение “Консультант Плюс”.
Ее сеть объединяет 300 региональных
информационных центров, производящих
поставку справочных правовых систем,
сервисное обслуживание и передачу
информации пользователям Информационные
ресурсы “Консультант Плюс” — более
340 тыс. документов. Объединение обслуживает
более 105 тыс. пользователей, из них — 20
тыс. в органах государственной власти.
В его составе работает до 10 тыс.
сотрудников.

Технология
“Консультант Плюс” позволяет
обновлять информационный банк пользователя
без его полной замены, требующей больших
материальных и временных затрат.

В
пополнение включаются только новые
документы и изменения уже находящихся
в эталонном банке документов.

Региональные
информационные центры ежедневно получают
текущие дополнения и изменения из
эталонного банка Координационного
Центра Сети по системе электронных
телекоммуникаций. Пользователю пополнение
доставляется либо по модему, либо
курьером регионального центра.

В
результате процедуры обновления,
занимающей несколько минут, информационный
банк пользователя становится идентичным
эталонному информационному банку.

Одним
из приоритетных направлений работы
Сети “Консультант Плюс” является
сотрудничество с правотворческими
органами. На настоящий момент в
государственных учреждениях используется
более 6 тыс. систем. Эффективность и
надежность сервиса и технологии
“Консультанта Плюс” позволяет
обслуживать органы власти и управления
вплоть до местного уровня, в том числе
в самых удаленных регионах России.

В середине 90-х
годов создана еще одна СПС – «Кодекс»,
которая содержит в своей базе данных
более 25 тыс. нормативных актов России.
Каждая отрасль права представлена:
основными документами; множеством
инструкций; приложениями и комментариями,
подробно разъясняющими тот или иной
законодательный акт.

Общее число
источников информации — более 170.

Имеется
база данных “Правовое регулирование
бизнеса в России” на английском языке.

Помимо законодательных
актов в правовой системе “Кодекс”
содержится также консультационная
информация, разъяснения отдельных
положений законов, практика их применения;
ответы на некоторые вопросы, возникающие
в работе юриста. Собранная в этой базе
информация в основном была опубликована
в периодических изданиях, таких, как
“Экономика и жизнь”, “Финансовая
газета”, “Коммерсантъ”.

Значительно меньший
портфель заказов имеет СПС «ЮСИС».

3. Неофициальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, – это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).
ПОДРОБНОСТИ:   У взрослого повышены лимфоциты - о чем это говорит

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • – законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • – федеральных конституционных законов;
  • – федеральных законов (в том числе кодексов).

Правовая информация

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

ПОДРОБНОСТИ:   Анализ крови на АСЛО (Антистрептолизин-О), руководство

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • – ненормативные акты общего характера;
  • – акты официального разъяснения;
  • – правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие – к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правовая информация

Правоприменительные акты – это индивидуально – правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.

97 N 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации” нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только “в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается”.

указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации” нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

2. Информация индивидуально – правового характера,имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, – граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально – правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • – договоры (сделки);
  • – жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • – носят индивидуально – правовой характер;
  • – направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

Тема 3. Электронные справочные правовые системы. Справочные правовые системы и их место в правовой сфере.

Компьютерные
фирмы работают в тесном контакте с
правотворческими органами, вследствие
чего повышается их влияние на эффективность
правотворческих решений.

Информационными
продуктами являются компьютерные
технологии, информационные ресурсы и
информационные услуги. Формируется
мировой рынок информационных технологий.
Законы конкуренции и рынка обеспечивают
неуклонное повышение качества
информационных продуктов.

В нашу с вами задачу
будет входить ознакомление со всеми
СПС и овладение практическими навыками
работы.

На практических
занятиях нам предстоит изучить основные
характеристики наиболее распространенных
государственных и негосударственных
справочных правовых систем, провести
их сравнительный анализ, а также
особенности обращения, поиска и получения
информации при использовании этих
систем. Необходимо иметь представление
об условиях их приобретения и применения.

Adblock detector